южный Тянь-Шань

Озеро Кель-Суу

пленэр
Всех приветствую! Впереди сочный лонгрид, поэтому я решил его разбить.

Полная история состоит из трех частей и рассказывает о моем первом пленэре, организованном на высокогорье южного Тянь-Шаня.

Первая часть посвящена прекрасному озеру Кель-Суу. Вторая, наиболее эпичная, покажет каньон Кок-Кыя. Ну а третья малышка про долину Ак-Сай.
Публикация других частей выйдет позже. Чтобы не пропустить, подписывайтесь на рассылку ниже или следите за моими постами в соцсетях.

Комментарии и замечания к статье приветствуются! Оставить их можно в самом конце статьи. Всем солнечный рахмат! Погнали.

Оглавление

Внимание трафик! В статье много фотографий, которые можно увеличить по клику. Комфортнее читать на домашнем ПК или ноутбуке.
Приятного просмотра!

Год без туризма

Маман мне всегда говорила: "Шурик, пиши дневник, память-то у тебя дырявая". По привычке я сопротивлялся, ибо ленив и скверно воспитан.

Однако, в этот раз припас пару тузов в рукаве, а именно свои аудиозаписи на диктофон, которые я надиктовывал на протяжении всей экспедиции.

На мой взгляд это интересный формат, который позволяет передать яркие эмоции путешественника, испытывающего эйфорию от близкого общения с природой.
Озеро Кель-Суу, конец сентября
Очень жаль, что подобного наследия великих путешественников я не встречал. Было бы очень интересно послушать очередные размышления на тему выживания Николая Пржевальского в уже такой знакомой, но безжалостной Гоби или оптимистические напутствия коллегам полуслепого Свена Година на фоне завывающих ветров Музтаг Ата.

Пожалуйста, не подумайте, что я приравниваю себя к столь почитаемым мною персонам, отнюдь. Просто в каждом из "нас" живет романтик, которому приятно открывать миру прекрасное.
Затаилось озеро Кель-Суу
Затаилось
озеро Кель-Суу
Корона похоронила туризм в 2020 году. К счастью не для всех. Фанаты своего дела всегда найдут возможность вдохнуть свежий ветер свободы и устремить свой взор в бесконечную благодать природы.

Вот и я чудом вырвался из северных объятий Петербурга. Чартерным рейсом, будучи единственным русским на борту, приземлился на свою малую родину - солнечную Ош.
Купание детей на речке Ак-Бура
Купание детей
центр города Ош, вид с нового моста на реку Ак-Бура
Многие скажут, что это был ужасный год, но мне он принес множество открытий и интересных знакомств. Подарил время, которое удалось инвестировать в новые знания и навыки.

Я расширил парк оптики, обновил камеру до Olympus em5 mark 3 и пересел на мощный коптер Dji Mavic 2 pro.

Несколько месяцев я изучал и практиковал видео-монтаж. Да-да, пройдя такой длинный путь путешественника я все-таки встал на серьезный путь тревел-фотографа и видеографа. Стоки и бренды трепещите, батя в доме, ой в хате, то есть в юрте!
высокогорные этюды

Идея путешествия

Трое мужчин в рассвете сил отправились на юг Тянь-Шаня писать этюды и творить иные возвышенные бесполезности.

В составе ваш покорный слуга и двое его друзей, художников из Бишкека.
Талгат Бокоев и Азамат Хамиджанов.

Около недели мы жили в юртах, перемещаясь на разные расстояния, то вверх, то вниз. В дороге находили вдохновение для вдумчивой работы и переосмысления жизненного пути.

В итоге ребята написали кучу этюдов, а я отснял отличный материал.
Художники на озере Кель-Суу
Талгат Бокоев и Азамат Хамиджанов
Пленэр на озере Кель-Суу
С чего все началось? В прошлом году родилась идея собрать небольшую частную коллекцию живописи. В этой коллекции я хочу запечатлеть исчезающую природу труднодоступной горной местности.

Результат этой деятельности уже можно оценить в разделе Галерея.

К сожалению, все эти истории про тающие ледники и изменение климата не пустые слова. Уже довольно скоро мы больше никогда не насладимся снежными пиками легендарных вершин. Исчезнут высокогорные озера, животные и многие виды растений. То, что сегодня кажется монументальным и неприступным исчезнет навсегда.

Человечество продолжает жить в эпоху необузданного потребления, отсутствия ответственности за пренебрежительное отношение к природе. Во многом из-за бесконечной жадности, глупости и понтов.
жемчужина Кыргызстана

Озеро Кель-Суу

Именно оно главный гвоздь программы. Холодное, высокогорное со скалистыми высокими берегами и лазурной водой. Яркая жемчужина, спрятанная внутри гор Кель-Тоо.

Одно из самых живописных озер Кыргызстана. Не является точкой массового туризма, как Иссык-Куль, но известно среди активных путешественников, любителей нетронутой природы.
юрточный лагерь в долине Кок-Кыя
Местные тоже любят посещать это место, однако добраться сюда не просто. Вам потребуется подготовиться заранее. Оформить пропуск в пограничную зону и найти опытного водителя с надежным авто. Желательно внедорожник, но можно добираться до озера и на обычных авто/минивенах. Все сильно зависит от опыта водителя и погодных условий.

Озеро находится в Нарынской области, недалеко от южной границы Кыргызстана с Китаем. В отрогах самого длинного и высокого хребта Тянь-Шаня – Какшаал-Тоо.
Начало осени - идеальное время для посещения этих мест. Живописные снежные шапки на рыжем ковре вельветовых гор. Яркое высокогорное солнце и холодная свежесть звезд млечного пути. Жаркая вечерняя юрта и пронизывающий холод, во время забега в туалет перед сном.

Мощный контраст высокогорья позволяет наблюдать все четыре сезона. День проходит за два, а эмоции зашкаливают на ровном месте. Хотя можно ли назвать эти места ровными?

Легенда озера

Существует интересная легенда про образование озера, которую поведали местные аксакалы.

Давным-давно, ходил в этих местах великан по имени Аджмоолук, что в переводе на русский можно обозначить как "Неприкаянный". Великан любил помогать обитателям долин Тянь-Шаньских гор. Как-то раз ему пришла идея построить водохранилище, дабы животные и люди могли постоянно пользоваться водой.

Однако, это не понравилась великому китайскому Дракону. Похоже он не желал добра обитателям здешних гор. Вся вода была нужна ему на современных Китайских территориях, в пустыне Такла-Макан.

Свершилась битва и победителем вышел наш герой Аджмоолук. После чего он схватил свою великанскую кетмень (тяпку) и отколол огромный кусок скалы. Образовалась плотина, которая по сей день является берегом и одновременно парадным входом на озеро.
След от тяпки великана
После того, как озеро наполнилось водой, великан проткнул пальцем плотину. Вода стала вытекать из водохранилища. Несколько потоков образовали речку Кель-Суу, которая впадает в реку Кок-Кыя.

По сей день гигантский каменный череп великана расположился на плотине и мирно смотрит на людей. Подмечая тех, кто с уважением и осторожностью относится к окружающей природе.
гладь воды озера
Слияние рек
Озеро находится за правым нижнем углом вне фотографии. Речка Кель-Суу выходит прямо из плотины в нескольких точках и впадает в реку долины Кок-Кыя.

Юрточный лагерь

Мы остановились в юрточном лагере Жыргал. Светлые и гостеприимные хозяйки, сестры Акмарал и Акбермет встретили нас как обычно, с теплотой и заботой. Рекомендую это место.

В долине постоянно проживают несколько семей, которые занимаются скотоводством, преимущественно яками.
Долина реки Кок-Кыя
Аксакалы рассказывают, что раньше, при Союзе здесь была расположена здравница/санаторий для отдыха. По сей день остались несколько полуразобранных кирпичных построек, бывшее здание клуба и еще чего-то там. После развала союза местные пастухи использовали ценный строительный материал для обустройства своих хозяйственных построек.
картина юрточный лагерь на кель-суу
Бокоев Талгат
Долина реки Кок-Кыя
пленэр Кель-Суу
29x49 см, холст/масло, сентябрь 2020
Подьем на плотину озера Кель-Суу

Путь на озеро Кель-Суу

Само озеро находится на расстоянии примерно 8-ми километров от базового лагеря. Дорога не сложная, но и не простая. В конце пути высота подъема составляет около 3500 м.н.у.м. Перед самим озером нужно преодолеть небольшой перевал - завальную плотину, которая образовала озеро.

Лучше всего идти на озеро пешком. Это займет пару часов в одну сторону. Неспешная прогулка по живописным долинам вдоль рек, ледяные шапки гор Сары-Белес, до которых рукой подать. В небе парят гордые крылатые хищники, на земле мирно пасутся стада лошадей и яков.
Вместо пешей прогулки некоторые туристы едут на озеро на своих авто. Изображая из себя крутых джиперов, они сильно рискуют застрять в горной реке или в сазе - заболоченной местности, расположенной на подъезде к озеру. Некоторые, самые упорные (или упоротые), умудряются подъехать прямо к берегу озера. Нарушая гармонию природы, они оставляют свои безобразные черные следы. Одним словом дикари. Прошу вас, не будьте как они.
Подъем на плотину

Обзорное плато

Поздним утром, оседлав лошадей мы отправились на озеро верхом. Да, так тоже можно, учитывая что у нас было довольно много груза в виде мольбертов, сумок с красками, а так же оборудование для съемки.

На подходе к озеру, перед плотиной мы разошлись по разным сторонам. Художники отправились писать этюды на берег, а я полез по левой стороне на высокое плато.
подъем на плато гор Кель-Тоо
Подъем на узкое плато
Передышка перед финальным рывком. Самая сложная часть - остатки ледниковой морены - острые и сыпучие камни.
В прошлый раз мне не удалось заснять озеро с дрона во всю его длину. Дело в том, что если снимать с берега, то не хватает максимальной вертикальной высоты подъема дрона (500 м.) для обзора всего озера. Берега высокие, зигзагообразные, поэтому перекрывают не только обзор, но и распространение радиосигнала.
Горы Кель-Тоо и хребет Ат-Баши
Неспешный подъем на высоту около 4 000 м.н.у.м. занял около двух часов. Последние 200 метров оказались самыми тяжелыми и опасными. Это территория бывших ледниковых отложений. Небольшие острые камни, скользящие под крутым углом. Без трекинговых палок там делать нечего, особенно на спуске.
гладь воды озера
На плато
Отдыхаю и любуюсь видами.

Проверка дрона на прочность

Весь прошлый сезон я отлетал на третьем фантоме. Большая белая табуретка подарила бесценный опыт управления полетом в переменчивых условиях гор. Я даже ни разу не бился, хотя пару раз был очень близок.

Поскольку второй Мавик был куплен недавно, это был его первый полет в сложных условиях. Высота подъема около 4500 м.н.у.м., сильный и холодный ветер.
Адреналин, чувство высоты и опасности. Все это ощущает пилот дрона, работая в экстремальных условиях. Хочется улететь дальше, запечатлеть больше, разведать недоступное.
Второй мавик намноооого лучше во всем, особенно в управлении, качестве радиосигнала и собственно съемки. Работать с такой машиной приятно и комфортно.

Но в горах, особенно в диких местах всегда есть опасность хищной птицы.
Совершенно легко и непринужденно крылатый перехватчик собьет дрон, и вы даже не заметите откуда. В этом смысле единственное преимущество табуреточных дронов перед мавиками их пугающие габариты.

Могу сказать по собственному опыту это имеет значение. В прошлом году молодой ястреб при пикировании на мой фантом испугался и произвел маневр уклонения за доли секунды до столкновения с дроном.
Удивило то, что птицу не смутило нахождение людей поблизости. Скорее всего пернатый горец был молод и горяч.
Ледяные шапки Кель-Тоо
Тем временем мои пальцы быстро немели. Не удивительно, ведь рядом ледник и дует очень сильный ветер. Приходилось прятаться за камнями.

Именно в такие моменты ощущение полета захватывает сильнее всего. Впрыск адреналина от риска и потенциальной опасности. Напряжение после подъема на плато, пронизывающий холод и максимальная концентрация во время полета.

Пилот погружается в иную атмосферу.
Все сложности меркнут по сравнению с новой перспективой. Это наркотик, а длительность кайфа зависит от емкости батареи аккумулятора.

Пленэр на озере Кель-Суу

Переносимся к художникам, которые писали этюды на берегу. Следует отметить, что ребята далеко не первый день на пленэрах.

Но несмотря на прекрасный солнечный день, условия работы были очень непростыми. Конец сентября, высота и близость к ледникам, задувающий холодный ветер и быстрая смена светового рисунка. Действовать нужно четко и осмысленно с самого начала.
пленэр на берегу озера Кель-Суу
Пленэр в горах
Среди художников Кыргызстана это популярный опыт. Однако, не всем удается подниматься так высоко.
На мой взгляд в этом и есть главная прелесть высокогорных этюдов.
Художник не просто создает визуальный образ. В каком-то смысле он пытается найти общий язык со стихией, пропуская ее мощь через себя.

Последствия такого взаимодействия мы видим на холсте. Каждый порыв ветра, каждый мазок кисти имеют взаимосвязь.
Пленэр на озере Кель-Суу
Художник пытается перенести на холст бесконечное переменчивое. У него очень мало времени, нет возможности вернуться на шаг назад.

Необходимо найти то состояние души, которое резонирует с окружающей природой. Зафиксировать и понять суть, чтобы следовать по этому пути дальше. Своего рода медитация и дальнейшее воссоединение с изменчивой природой.


Вернулись затемно. В дороге я выронил рацию, пришлось вернуться и потратить пол часа на поиски.

Вечером на высокогорье резко холодает, поэтому ребята замерзли.

Вечером пара рюмок коньяка и отличный ужин позволили отойти на покой. Засыпали, радуясь жаркому потрескиванию угля в печке-буржуйке, заботливо растопленной хозяйкой Акбермет.

Своими глазами?

Веселее и безопаснее ехать в групповом путешествии. Программа Внутренний Тянь-Шань как раз про эти места.

Расписание групп можно найти по ссылке. Вопросы и комментарии к статье приветствуются!
Поделись с друзьями